О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ОТХОДОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОТРАСЛИ
1 февраля 2012
"Опыт последних двадцати лет показывает, что без ответственной, системной, научно обоснованной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами, в частности, и охраны окружающей природной среды, в целом, говорить создании ОПО не приходится".
В работах известных советских, российских учёных В. Г. Горшкова, В. И. Данилова-Данильяна, К.С. Лосева, А.М. Макарьевой и др. на основе теории биотической регуляции показано, что допустимые пороги антропогенного воздействия на природу уже превышены в десять и более раз [1-3].
Это выражается в безудержном росте потребления «материальных благ» и соответствующем росте энергопотребления углеводородного и ядерного топлива, которые автоматически с точностью почти 100% превращаются в отходы. Еще остаётся возможность избежать глобально экологической катастрофы, однако время отпущенное человечеству на исходе и оценивается величиной в несколько десятков лет.
Основополагающими целями при обращении с отходами производства и потребления, согласно российскому законодательству, являются:
1. Охрана окружающей среды и здоровья населения от негативного влияния отходов при их образовании, сборе, накоплении, транспортировке, обезвреживании, использовании, размещении. 2. Максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий для снижения потребления природных ресурсов, минимизации негативного влияния на окружающую природную среду при их изъятии.
Стремление к достижению этих целей позволит уменьшить, а в дальнейшем стабилизировать на относительно безопасном уровне негативное антропогенное воздействие отходов на окружающую среду.
Попутно отметим, что анонсированный в российском законодательстве принцип «использования…безотходных технологий» не может быть реализован «в принципе», поскольку безотходные технологии «в принципе» невозможны.
Сейчас много говорится о создании отходоперерабатывающей отрасли - ОПО. Делаются весьма оптимистические прогнозы. Проводятся съезды, форумы, совещания. Создаются региональные органы управления, определяются отраслевые операторы, учреждаются союзы и ассоциации отходопереработчиков. Принимаются региональные и муниципальные программы и т.д.
Однако опыт последних двадцати лет показывает, что без ответственной, системной, научно обоснованной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами, в частности, и охраны окружающей природной среды, в целом, говорить создании ОПО не приходится.
Представляется, что планируемая к созданию ОПО, в силу присущей ей специфики, должна в разумных пределах быть мобилизационной и развиваться на плановой (индикативной и директивной) основе, поскольку «невидимая рука рынка» ничего путного в решении рассматриваемой проблемы создать не в состоянии.
Почему надо говорить о мобилизационном характере ОПО? Потому, что мобилизация в экономике есть, по существу, наиболее эффективный, а при определённых обстоятельствах и единственный, инструмент решения жизненно важных для общества проблем.
К основным признакам мобилизационной экономики относят [4]: 1. Наличие угрозы существования общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства. 2. Постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей. 3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели. 4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.
Экологическая угроза выживания человеческого общества как целостной системы существует, и не просто существует, но носит глобальный характер и требует безотлагательного решения.
Руководителями Российского государства угроза признана и цели сформулированы. Так президент Д.И. Медведев высказался по этому поводу следующим образом: «Сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов». «Считаю, что это действительно современный вариант ответа на ситуацию – создание в стране отходоперерабатывающей индустрии».
С ним солидарен и председатель правительства РФ В.В. Путин: «…серьёзной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идёт не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать – на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям».
Что касается разработки государственного плана или программы достижения поставленных целей и организации соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы, то в этом направлении сделано и делается крайне мало.
Сначала надо чётко определяться, что следует понимать под ОПО?
Как известно, классическое определение отрасли - это качественно однородная группа хозяйственных единиц, характеризующаяся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющая специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Укрупненно отрасли промышленности подразделяются на добывающую и обрабатывающую. Но специфика ОПО состоит в том, что она одновременно и добывающая и перерабатывающая. Причём сырьём для ОПО служат отходы (их утильные компоненты). Перерабатывающая же компонента ОПО может включать в себя множество «классических» отраслей промышленности: металлургия, нефтехимия, энергетика, строительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность и др.
Кроме того, для ОПО необходимы новые научные разработки, технологии и соответствующее промышленное и энергетическое оборудование. Следовательно, ОПО не является в классическом понимании отраслью промышленности, а скорее должна представлять собой надотраслевую (межотраслевую) структуру, основное ядро которой, в частности, составляет «добывающая промышленность», т.е. промышленность, преобразующая материальные потоки отходов в востребованное сырьё и взаимосвязанные с ним (ядром) «классические обрабатывающие отрасли», производящие продукцию и энергию. Ядро ОПО, по существу, эколог и санитар промышленной цивилизации и, в силу своей специфики, должно являться генератором и включать в себя новые технологии по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Исходя из такого понимания, возникает вопрос о способах становления и развития ОПО, о системе управления отраслью. В частности о том, какие органы либо новый межотраслевой орган будут управлять ОПО, проводить государственную политику и осуществлять законодательное регулирование в области обращения с отходами.
Особенно важна выработка и включение механизмов финансирования и экономического стимулирования ОПО. В настоящее время эти механизмы находятся в зачаточном, если не сказать более, состоянии. Так, средства, поступающие в бюджеты всех уровней в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, практически не идут на природоохранные мероприятия при обращении с отходами.
Управление ОПО должно осуществляться в рамках государственного плана или программы соответствующих региональных, муниципальных и корпоративных планов и программ. Причём эти планы и программы должны иметь комплексный, долгосрочный, стратегический характер, а их выполнение должно находиться под жёстким контролем государства.
Сказанное ни в коей мере не умаляет роль и значение инициатив предпринимательского сообщества, направленных на экологически безопасное обращение с отходами. Более того, при всемерной поддержке государства и муниципальных властей, основанной на продуманных и выверенных концепциях, планах, программах и действенной системе управления, следует ожидать значительного мультипликативного экономического эффекта.
К сожалению, открытым остаётся вопрос о государственном и муниципальном заказе на произведённую из отходов продукцию и энергию. Продукция из отходов при прочих равных условиях, если не учитывать внешние издержки, несколько дороже, чем произведённая из традиционного сырья. Поэтому без стабильного государственного и муниципального заказа положительные мотивации производства такой продукции весьма проблематичны. Тоже можно сказать о частно-государственном партнёрстве в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами как на федеральном, так и региональном уровнях, о разработке действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов.
Значительную роль в становлении и развитии ОПО должно сыграть экологическое просвещение и воспитание, которые позволят привлечь широкие слои населения в ресурсное обеспечение ОПО утильными компонентами отходов потребления.
Существенную роль в становлении и развитии ОПО могут и должны при адекватной поддержке государства и граждан России сыграть Союзы и Ассоциации отходопереработчиков, которые по-существу являются элементами, точками роста отрасли. Объединённые на добровольной основе в качестве некоммерческих организаций Союзы и Ассоциации основной своей целью видят становление и развитие отходоперерабатывающей отрасли, которая во многом поможет обеспечить ресурсную безопасность страны и охрану окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 2. Горшков В. Г., Макарьева А. М., Лосев К. С. //Вестник РАН, 2006, том 76, № 4. 3. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ). // Экономика и математические методы. 2003. Т. 39, вып. 2. 4. Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2003.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кузнецов Павел Иванович, председатель «Союза отходопереработчиков Краснодарского края», кандидат физико-математических наук, лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки.
Адрес: 350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная, 10, оф. 14. Тел.: 8 (861) 267-76-96, 8 (918) 318-11-80, Факс: 8 (861) 267-73-90. E-mail: sopek@mail.ru.
Это выражается в безудержном росте потребления «материальных благ» и соответствующем росте энергопотребления углеводородного и ядерного топлива, которые автоматически с точностью почти 100% превращаются в отходы. Еще остаётся возможность избежать глобально экологической катастрофы, однако время отпущенное человечеству на исходе и оценивается величиной в несколько десятков лет.
Основополагающими целями при обращении с отходами производства и потребления, согласно российскому законодательству, являются:
1. Охрана окружающей среды и здоровья населения от негативного влияния отходов при их образовании, сборе, накоплении, транспортировке, обезвреживании, использовании, размещении. 2. Максимально возможное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, применение ресурсосберегающих и малоотходных технологий для снижения потребления природных ресурсов, минимизации негативного влияния на окружающую природную среду при их изъятии.
Стремление к достижению этих целей позволит уменьшить, а в дальнейшем стабилизировать на относительно безопасном уровне негативное антропогенное воздействие отходов на окружающую среду.
Попутно отметим, что анонсированный в российском законодательстве принцип «использования…безотходных технологий» не может быть реализован «в принципе», поскольку безотходные технологии «в принципе» невозможны.
Сейчас много говорится о создании отходоперерабатывающей отрасли - ОПО. Делаются весьма оптимистические прогнозы. Проводятся съезды, форумы, совещания. Создаются региональные органы управления, определяются отраслевые операторы, учреждаются союзы и ассоциации отходопереработчиков. Принимаются региональные и муниципальные программы и т.д.
Однако опыт последних двадцати лет показывает, что без ответственной, системной, научно обоснованной, учитывающей международный опыт государственной политики в области управления отходами, в частности, и охраны окружающей природной среды, в целом, говорить создании ОПО не приходится.
Представляется, что планируемая к созданию ОПО, в силу присущей ей специфики, должна в разумных пределах быть мобилизационной и развиваться на плановой (индикативной и директивной) основе, поскольку «невидимая рука рынка» ничего путного в решении рассматриваемой проблемы создать не в состоянии.
Почему надо говорить о мобилизационном характере ОПО? Потому, что мобилизация в экономике есть, по существу, наиболее эффективный, а при определённых обстоятельствах и единственный, инструмент решения жизненно важных для общества проблем.
К основным признакам мобилизационной экономики относят [4]: 1. Наличие угрозы существования общества как целостной системы и ее осознание руководителями государства. 2. Постановка руководителями государства цели, заключающейся в устранении этой угрозы или противодействии ей. 3. Разработка государственного плана или программы достижения поставленной цели. 4. Организация соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы.
Экологическая угроза выживания человеческого общества как целостной системы существует, и не просто существует, но носит глобальный характер и требует безотлагательного решения.
Руководителями Российского государства угроза признана и цели сформулированы. Так президент Д.И. Медведев высказался по этому поводу следующим образом: «Сектор чистых технологий невозможен без решения вопросов утилизации и вторичного использования отходов». «Считаю, что это действительно современный вариант ответа на ситуацию – создание в стране отходоперерабатывающей индустрии».
С ним солидарен и председатель правительства РФ В.В. Путин: «…серьёзной проблемой является и так называемое захламление почв. Речь идёт не только об экологическом ущербе, связанном с прошлой хозяйственной деятельностью, но и о неуклонном увеличении количества отходов, которые идут не на вторичный хозяйственный оборот, а на полигоны, а проще сказать – на свалки, которые, к сожалению, очень часто находятся в ненадлежащем состоянии и наносят вред природе и людям».
Что касается разработки государственного плана или программы достижения поставленных целей и организации соответствующими государственными органами действий по мобилизации ресурсов страны, необходимых для выполнения плана или программы, то в этом направлении сделано и делается крайне мало.
Сначала надо чётко определяться, что следует понимать под ОПО?
Как известно, классическое определение отрасли - это качественно однородная группа хозяйственных единиц, характеризующаяся особыми условиями производства в системе общественного разделения труда и играющая специфическую роль в процессе расширенного воспроизводства.
Укрупненно отрасли промышленности подразделяются на добывающую и обрабатывающую. Но специфика ОПО состоит в том, что она одновременно и добывающая и перерабатывающая. Причём сырьём для ОПО служат отходы (их утильные компоненты). Перерабатывающая же компонента ОПО может включать в себя множество «классических» отраслей промышленности: металлургия, нефтехимия, энергетика, строительная промышленность, целлюлозно-бумажная промышленность и др.
Кроме того, для ОПО необходимы новые научные разработки, технологии и соответствующее промышленное и энергетическое оборудование. Следовательно, ОПО не является в классическом понимании отраслью промышленности, а скорее должна представлять собой надотраслевую (межотраслевую) структуру, основное ядро которой, в частности, составляет «добывающая промышленность», т.е. промышленность, преобразующая материальные потоки отходов в востребованное сырьё и взаимосвязанные с ним (ядром) «классические обрабатывающие отрасли», производящие продукцию и энергию. Ядро ОПО, по существу, эколог и санитар промышленной цивилизации и, в силу своей специфики, должно являться генератором и включать в себя новые технологии по использованию, обезвреживанию и размещению отходов.
Исходя из такого понимания, возникает вопрос о способах становления и развития ОПО, о системе управления отраслью. В частности о том, какие органы либо новый межотраслевой орган будут управлять ОПО, проводить государственную политику и осуществлять законодательное регулирование в области обращения с отходами.
Особенно важна выработка и включение механизмов финансирования и экономического стимулирования ОПО. В настоящее время эти механизмы находятся в зачаточном, если не сказать более, состоянии. Так, средства, поступающие в бюджеты всех уровней в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, практически не идут на природоохранные мероприятия при обращении с отходами.
Управление ОПО должно осуществляться в рамках государственного плана или программы соответствующих региональных, муниципальных и корпоративных планов и программ. Причём эти планы и программы должны иметь комплексный, долгосрочный, стратегический характер, а их выполнение должно находиться под жёстким контролем государства.
Сказанное ни в коей мере не умаляет роль и значение инициатив предпринимательского сообщества, направленных на экологически безопасное обращение с отходами. Более того, при всемерной поддержке государства и муниципальных властей, основанной на продуманных и выверенных концепциях, планах, программах и действенной системе управления, следует ожидать значительного мультипликативного экономического эффекта.
К сожалению, открытым остаётся вопрос о государственном и муниципальном заказе на произведённую из отходов продукцию и энергию. Продукция из отходов при прочих равных условиях, если не учитывать внешние издержки, несколько дороже, чем произведённая из традиционного сырья. Поэтому без стабильного государственного и муниципального заказа положительные мотивации производства такой продукции весьма проблематичны. Тоже можно сказать о частно-государственном партнёрстве в области обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами как на федеральном, так и региональном уровнях, о разработке действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов.
Значительную роль в становлении и развитии ОПО должно сыграть экологическое просвещение и воспитание, которые позволят привлечь широкие слои населения в ресурсное обеспечение ОПО утильными компонентами отходов потребления.
Существенную роль в становлении и развитии ОПО могут и должны при адекватной поддержке государства и граждан России сыграть Союзы и Ассоциации отходопереработчиков, которые по-существу являются элементами, точками роста отрасли. Объединённые на добровольной основе в качестве некоммерческих организаций Союзы и Ассоциации основной своей целью видят становление и развитие отходоперерабатывающей отрасли, которая во многом поможет обеспечить ресурсную безопасность страны и охрану окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. М.: ВИНИТИ, 1995. 2. Горшков В. Г., Макарьева А. М., Лосев К. С. //Вестник РАН, 2006, том 76, № 4. 3. Данилов-Данильян В.И. Устойчивое развитие (теоретико-методологический анализ). // Экономика и математические методы. 2003. Т. 39, вып. 2. 4. Седов В.В. Мобилизационная экономика: советская модель. Челябинск: Челябинский государственный университет, 2003.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Кузнецов Павел Иванович, председатель «Союза отходопереработчиков Краснодарского края», кандидат физико-математических наук, лауреат премии администрации Краснодарского края в области науки.
Адрес: 350007, г. Краснодар, ул. Индустриальная, 10, оф. 14. Тел.: 8 (861) 267-76-96, 8 (918) 318-11-80, Факс: 8 (861) 267-73-90. E-mail: sopek@mail.ru.
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.